Администрация Зеленорощинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края
658549, Алтайский край, Ребрихинский район, с. Зеленая Роща, ул. Зеленорощинская,34

Росреестр информирует

Осреестр информирует.

В каких случаях проводятся внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства?

Владельцы земельных участков достаточно часто сталкиваются с определенными вопросами и проблемами в области земельных отношений. Бывает и так, что некоторые граждане допускают нарушения в сфере земельного законодательства. 
В 2023 году постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» внесен ряд важных изменений в деятельность контрольных (надзорных) органов.
Так, до 2030 года в планы проведения плановых проверок включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Таким образом, при осуществлении федерального государственного земельного (контроля) надзора продлен мораторий на проведение плановых проверок до 2030 года.
При этом, стоит обратить внимание на изменения в части проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, которые могут быть проведены при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе:
– при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
– при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
– при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
– при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки проводятся, в том числе:
– по поручению Президента Российской Федерации;
– по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336;
– по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
– по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка может быть документарная, либо выездная.
В случае выявления при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства нарушения, государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.
«Анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В связи с чем, обращения, поступившие в Росреестр требуют подтверждения личности заявителя.


Изменения в законодательстве

21 октября 2024 года вступили в силу изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 22.07.2024 № 192-ФЗ. 
Уточнены сроки давности по отдельным составам административных правонарушений, в частности, по ст. 7.1 КоАП РФ («Самовольное занятие земельного участка»). Теперь давность привлечения к административной ответственности за самовольный захват земли составляет 1 год. 
Стоит отметить, что ранее данный срок составлял 2 месяца, в течении которых должностным лицам контрольных органов было необходимо осуществить определенные процессуальные действия, включая надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности. Нередко лица, в отношении которых было возбуждено административное производство, пользуясь таким коротким сроком, искусственно затягивали процесс уведомления с целью избежать административного наказания в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. 
Также с 21 октября в КоАП РФ устранено дублирование полномочий органов полиции и контрольных (надзорных) органов. 
Из полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции) исключено составление протоколов об отдельных административных правонарушениях, в частности, в области охраны собственности (статья 7.1 КоАП РФ).

Как погасить в ЕГРН запись об аресте или запрете?

    Объект недвижимости, на которой наложен арест или запрет на регистрационное действия, нельзя продать, заложить, сдать в аренду. Наличие арестов или запретов в отношении объектов недвижимого имущества, является основанием для приостановления государственной регистрации.                 
Узнать свободен ли ваш объект от ограничений, можно заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписку можно получить в любом МФЦ или на портале Госуслуг.
В выписке из ЕГРН содержаться сведения о дате наложения ареста или запрета, орган  его наложивший, а также документ на основании которого проведена государственная регистрация ограничения.
По вопросу снятия арестов или запрещений, наложенных судебными приставами-исполнителями, следует обращаться, в первую очередь к судебным приставам наложивших (арест) запрет. Поскольку именно они в случаи снятия запрета, обязаны самостоятельно направить постановление о снятии запрета в порядке межведомственного информационного взаимодействия или на бумажном носителе в установленном законе порядке.
Следует учесть, что в случае поступления в отделы Росреестра постановлений судебных приставов от граждан, представленных ими через многофункциональный центр, либо самостоятельно, то документы представленные заявителями (даже заверенные копии, выданные им на руки судебным приставом) не могут являться основанием для внесения в ЕГРН данных сведений. Это значит, что снять такой запрет только лишь по заявлению собственника имущества невозможно.
В случае, если документы поступают не от уполномоченного органа, а от заинтересованного лица, необходимо проверить их на подлинность, в связи с чем направляется запрос в соответствующее подразделение ФССП, суд и т.д.
Таким образом, до поступления соответствующего ответа на запрос действия по снятию или (наложению) запретов регистратором не осуществляется.
В связи с этим разъясняем, что при поступлении в установленном законом порядке заверенной копии акта о снятии ареста( запрета) данные сведения вносятся в реестр недвижимости в трехдневный срок.

Неиспользование земельного участка 
для жилищного или иного строительства

Правообладатели земельных участков зачастую не обращают внимания на вид разрешенного использования участка, полагая, что это их собственность, и они, как владельцы могут совершать с ним любые действия, в том числе не возводить объекты капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства. Такая ситуация становится типичной, когда земельный участок выдан или приобретается не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. Однако, такое бездействие может повлечь нарушение требований земельного законодательства РФ.
В случае отсутствия объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, по истечении трех лет с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок лица, являющегося собственником такого земельного участка, является индикатором риска нарушения обязательных требований земельного законодательства. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом). 
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков.    
С 01.03.2025 Земельный кодекс РФ дополнен ст. 85.1 ЗК РФ «Освоение земельных участков из состава земель населенных пунктов и их использование». Данной нормой предусмотрено, что правообладатель  земельного участка из состава земель населенных пунктов должен приступить к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, не позднее 3-х лет с указанной даты, за исключением случая, предусматривающего наличие проекта рекультивации земель. При наличии проекта рекультивации земель срок освоения земельного участка устанавливается соответствующим проектом.
И.Н. Зубченко
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела 
Управления Росреестра по Алтайскому краю

О защите прав несовершеннолетних детей,
оставшихся без попечения родителей

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) предусмотрена защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Так в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о недвижимости орган опеки и попечительства направляет в орган регистрации прав сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей, в срок не более чем три рабочих дня со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии попечения родителей.
Органом регистрации в срок не более трех рабочих дней с момента поступления указанных сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия вносятся в Единый государственный недвижимости (далее – ЕГРН) (часть 4, статья 38 Закона о недвижимости).
Распоряжение недвижимым имуществом несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей регистрируются только на основании актов государственных органов, органов местного самоуправления.
Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат нотариальному удостоверению (статья 54 Закона о недвижимости).
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie